• Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: Arabella_Blood, Fair_Marina, Yberville  
Кают-компания: поговорим о Капитане Бладе и других героях » Наш сайт » История » "Пират? Ну, профессия такая" (с) Alexa_Blade (Отношение к пиратству в разное время)
"Пират? Ну, профессия такая" (с) Alexa_Blade
Captain_EveryДата: Воскресенье, 11 Ноября 2007, 0:07 AM | Сообщение # 1
Капитан Эвери
Группа: Офицеры
Сообщений: 809
Статус: За бортом
Обсуждение вопроса, кто, как и почему убеждал доктора Блада превратиться в капитана Блада, приводит к новому вопросу – а как вообще относились к пиратству тогда и потом?

К сожалению, современных событиям «Одиссеи…» литературных источников я не знаю. Эксквемелин в данном случае не в счет – он пишет если и не в академическом (хотя тогда границы академизма были несколько иными, чем сейчас), то по крайней мере в научно-популярном стиле, просто излагая события как их свидетель и участник. Для нашего же вопроса интересны были бы примеры «общественной мысли» или изящной словесности, а из них самые ранние, известные мне, – все-таки книги Дефо (не будем входить в обсуждение, он или не он написал «Всеобщую Историю Пиратов», но «Короля Пиратов» и «Капитана Сингльтона»-то написал он!).

А его точка зрения выглядит довольно интересной на фоне официального (и естественного) осуждения пиратства (громогласных законов хватало). Рядом со «Всеобщей Историей», которая рисует пиратских вожаков негодяями один другого страшнее, романы Дефо (вышедшие в те же 1720-е годы, насколько помню) выдержаны скорее в духе «just another job». То есть пират может быть и плохим, и хорошим (ну, по крайней мере, не очень плохим) человеком – это зависит не от его промысла, а от сугубо человеческих качеств. Например, Николс «Красная Рука» был кровожадным мерзавцем, который только и искал, как бы кого-нибудь убить, а его команда состояла из подобных ему негодяев; но стоило капитану погибнуть в бою, как та же команда, единодушно сказав нечто вроде «собаке собачья смерть», тут же перестает быть негодяйской, потому что выбирает в капитаны Авери, который человек вполне уравновешенный, просто так никого не убивает и даже индийскую принцессу не тронул (оговорившись, правда, что она была не в его вкусе, но тут же присовокупив, что если у его пиратов вообще кое-что и бывало с пленницами, то не иначе как по обоюдному согласию). При этом все филиппики на тему «пираты – враги рода человеческого» как-то затухают. То же относится и к капитану Сингльтону, который излагает свои похождения добродушным тоном, – у кого-то жизнь складывалась иначе, а у него вот так, и тут уж ничего не поделаешь. Можно возразить, что в обоих романах повествование ведется от лица главных героев, отнюдь не склонных к рефлексии, однако, во-первых, у автора рука – владыка (кто бы помешал написать как-нибудь по-другому?), а во-вторых, «Король Пиратов» (два пространных письма, написанных якобы капитаном Авери) снабжен «предисловием публикатора», которому уж и подавно никто бы не помешал откомментировать «публикуемое» и «автора» в сколь угодно законопослушном и лояльном духе. Однако ничего этого мы не видим.

С другой стороны, когда в Друри-Лэйн была поставлена пьеса Джонсона «Удачливый Пират», немедленно нашлись добрые люди, которые сообщили куда следует, что автор героизирует пиратство, хотя судя по тому, что об этой пьесе удалось найти – это был фарс, в котором актеры на фоне обычной истории с фальшивыми смертями, узнаваниями и т.д. кривлялись, вращали глазами и подмигивали зрителям. Забавно, что о подобных обвинениях по адресу романов Дефо вроде бы слышать не приходилось, – а ведь оснований было предостаточно (того же Эвери – не книжного, а реального – не просто объявили в розыск: на него не распространялась амнистия, касавшаяся всех остальных пиратов).

Далее, честно говоря, у меня пробел в образовании вплоть до начала XIX века, когда пиратов стало принято осуждать, хотя бы они и были люди неплохие (Кливленд у Вальтера Скотта). Даже Байрон с его ррромантическими героями, противостоящими всему на свете (Каин чего стоит!) вынужден оговариваться:

He was a villain—aye, reproaches shower
On him—but not the Passion, nor its power,
Which only proved—all other virtues gone—
Not Guilt itself could quench this loveliest one!

(о любви Конрада). Далее по курсу у нас Стивенсон, который рисует портреты довольно реалистичные, мне кажется, и скорее в духе Дефо, в том смысле, что герои не рефлексируют по поводу своих занятий, хотя автор однозначно понимает, насколько они предосудительны. Но Стивенсон показывает это не дидактическими обличениями, а реалистической картиной событий и поведения персонажей (люблю все-таки «Остров Сокровищ»!)

«Пиратских» романов Говарда Пайла я, честно говоря, не читал, но вряд ли он в них отступает от своего кредо из очерка «Буканиры Испанского Мэйна»: «Такова эта черная глава летописи минувшего, – злая глава, в отблесках жестокости и страданий, залитая кровью и затянутая дымом. И все же написана она, и должна быть прочитана. Пытливый сможет прочесть между строк Истории великую правду: само зло является средством, с помощью которого обретает свою форму добро. Поэтому историю как злых, так и добрых деяний следует читать, обдумывать и усваивать».

Что же касается Сабатини, то, мне кажется, он занимает двойственную позицию. С одной стороны, Блад прекрасно осознает, что быть пиратом – нехорошо, и немало терзается по этому поводу. С другой стороны, он как будто умеет держать своих подчиненных в узде и грабить как-то безболезненно. Но когда ему приходится оставить часть их без присмотра (без своего присмотра, потому что офицеры с ними остаются) – оказывается, что и головорезы-то они, и устроить-то могут все, что угодно. Таким образом получается, что дисциплинарные способности капитана близки к сверхъестественным, а воспитательные – пренебрежимы… Но если не задумываться об этом, а попробовать представить себе, как может воспринимать пиратство в целом и свое в нем участие ближайшее окружение Блада – не будет ничего неправдоподобного в предположении, что для них это действительно была «профессия такая».


"Ежели вы или кто-либо, кого вы поставите в известность, пожелаете узнать, не нас ли вы видите вдалеке, поднимите ваш флаг на бизань-мачте, убрав на ней паруса. Я отвечу тем же и не буду вам досаждать"
Капитан Эвери
 

LiorelinДата: Воскресенье, 11 Ноября 2007, 0:28 AM | Сообщение # 2
Мичман
Группа: Офицеры
Сообщений: 1406
Статус: За бортом
Какой хороший и интересный анализ. Спасибо!
Пожалуй, я ещё могу сюда добавить Сальгари. Сколько его романов ни читала (про пиратов), везде они у него очень романтические натуры. Обязательно борцы за свободу и справедливость, а все богатства, блага и женщины мира должны быть у их ног. По натуре они благородны, команду строят на раз, а удача - это их второе имя.
Идеализация полнейшая. Плохими могут быть кто угодно, только не главные герои. Честно говоря, очень надоедает к концу. На первую часть того же "Чёрного корсара" меня хватило, во второй и третьей я заглянула лишь в конец.
Эмилио Сальгари - современник Сабатини (1863-1911), разве что прожил меньше. Но Сабатини на пиратов через розовые очки всё-таки не смотрел.

Может быть, Жюль Верн как-то в этот анализ подойдёт. У него эта тема иногда всплывает. "20000 лье под водой", "Флаг Родины", ещё какие-то романы - он пиратство явно осуждает, даже если причина вполне себе возвышенная и благородная.

*озадаченно пытается вспомнить, что же ещё из неперечисленного было читано про пиратов*
А Висенте Рива Паласио и Густав Эмар из какого века, 19 или 20?

Ещё из 19-го века есть Луи Буссенар, Генри Хаггард и Майн Рид. Но было ли у них что-то по теме... не помню.
Вот Фенимор Купер точно пиратов не любил, в "Красном корсаре" ("The Red Rover") у него пираты весьма неприглядно представлены. Жутенькие товарищи. Хотя и не без некоторого благородства.

Из 20-го века немного о пиратах высказался Аркадий Фидлер. В "Белом Ягуаре", в первых главах, рисует их быт и взаимоотношения. И, от лица главного героя, не одобряет этот образ жизни. Ян всё мечтает забрать своего приятеля Вилли с корабля и рвануть в дебри Пенсильвании, ибо нефиг ему делать в таком дурном месте.


Я авантюрист, но я из тех авантюристов, кто рискует только своей шкурой. (Че Гевара)
 

Captain_EveryДата: Воскресенье, 11 Ноября 2007, 0:39 AM | Сообщение # 3
Капитан Эвери
Группа: Офицеры
Сообщений: 809
Статус: За бортом
Quote (Liorelin)
Но Сабатини на пиратов через розовые очки всё-таки не смотрел.

Разве что на некоторых wink Но я это не в упрек!

Quote (Liorelin)
Может быть, Жюль Верн как-то в этот анализ подойдёт

Я не так уж много читал Жюля Верна... Если не считать проходных (и явно припозднившихся по времени) пиратов из "Таинственного Острова", мне вспоминается только "Архипелаг в огне". Кстати, роман мне всегда нравился, хотя он тоже не без романтизации. Но там пиратство накладывается на освободительную борьбу, поэтому плохи только те греческие пираты, которые сотрудничают со злодеями-турками, а корабли, которые снаряжают греки для борьбы против турок (то есть их грабежа, потому что не с линейным же флотом им воевать?!), вроде как пиратскими и не считаются. Так что это затемняет кристальную картину эксперимента biggrin

Quote (Liorelin)
А Висенте Рива Паласио и Густав Эмар из какого века, 19 или 20?

Про Паласио ничего не знаю, а Эмар, судя по тому, что его традиционно называют среди любимого чтения русских гимназистов, - по крайней мере рубежа веков, то есть того же периода что Сальгари, наверное. А может, и раньше. А что у него про пиратов?

"Ежели вы или кто-либо, кого вы поставите в известность, пожелаете узнать, не нас ли вы видите вдалеке, поднимите ваш флаг на бизань-мачте, убрав на ней паруса. Я отвечу тем же и не буду вам досаждать"
Капитан Эвери
 

LiorelinДата: Воскресенье, 11 Ноября 2007, 0:54 AM | Сообщение # 4
Мичман
Группа: Офицеры
Сообщений: 1406
Статус: За бортом
Quote (Captain_Every)
Эмар, судя по тому, что его традиционно называют среди любимого чтения русских гимназистов, - по крайней мере рубежа веков, то есть того же периода что Сальгари, наверное. А может, и раньше. А что у него про пиратов?

Не читала, но видела рекламу: "Захватчики под парусами" и "Капитан железная голова" (серия "Пираты Южных морей"). К первой прилагалась аннотация: "Командир французского боевого фрегата Луи де Бармон должен был закончить войну бравым офицером. Его дало блестящее будущее! Но он влюбился в прекрасную Клару - дочь своего кровного врага. Её отец, испанский герцог, сделал всё, чтобы разлучить влюблённых и уничтожить де Бармона. Подлость и коварство должны были поставить точку в его судьбе. Но судьбе было угодно распорядиться иначе...".
*обиженно* Ы-ы-ы, опять испанцев терроризируют!!!

А вообще Эмар неплохо пишет, благодаря ему я на Ришелье взглянула иначе, чем привыкла по романам Дюма относиться. wink

Добавлено (2007-11-11, 0:54 Am)
---------------------------------------------
Ага, точно, Эмар жил в 19-м веке - http://lib.aldebaran.ru/author/yemar_gustav/.

И Висенте Рива Паласио тоже.
И вот насчёт него. Кроме "Пиратов Мексиканского залива", увы, ничего не читала, поэтому судить могу лишь по одной книге. Автор с чувством рассказывает о всяких пиратских ужасах, но явно им симпатизирует. Что главному герою, знатному испанцу, вынужденному стать пиратом, что Моргану. Его оценки в целом весьма близки к Эмару и Сальгари, хотя до Сальгари ему, к счастью, далеко.


Я авантюрист, но я из тех авантюристов, кто рискует только своей шкурой. (Че Гевара)
 

Captain_EveryДата: Воскресенье, 11 Ноября 2007, 1:02 AM | Сообщение # 5
Капитан Эвери
Группа: Офицеры
Сообщений: 809
Статус: За бортом
Quote
Подлость и коварство должны были поставить точку в его судьбе. Но судьбе было угодно распорядиться иначе

Правильно, кому понравится, когда в тебе точки ставят!

А вообще-то здесь чем раньше источник, тем интереснее. У эпохи Стивенсона-Пайла-Эмара-Сальгари-Сабатини... есть одна важная характеристика: пиратство для нее - нечто слишком удаленное, совершенно не насущное (Дальний Восток и Индокитай не обсуждаем). А это накладывает отпечаток на восприятие, создает дополнительные условия для романтизации.


"Ежели вы или кто-либо, кого вы поставите в известность, пожелаете узнать, не нас ли вы видите вдалеке, поднимите ваш флаг на бизань-мачте, убрав на ней паруса. Я отвечу тем же и не буду вам досаждать"
Капитан Эвери
 

LiorelinДата: Воскресенье, 11 Ноября 2007, 1:08 AM | Сообщение # 6
Мичман
Группа: Офицеры
Сообщений: 1406
Статус: За бортом
Quote (Captain_Every)
Правильно, кому понравится, когда в тебе точки ставят!

Судьба мстит и мстя её страшна! smile
Инквизиторские какие-то замашки у составителя аннотации. smile

Quote (Captain_Every)
А вообще-то здесь чем раньше источник, тем интереснее. У эпохи Стивенсона-Пайла-Эмара-Сальгари-Сабатини... есть одна важная характеристика: пиратство для нее - нечто слишком удаленное, совершенно не насущное (Дальний Восток и Индокитай не обсуждаем). А это накладывает отпечаток на восприятие, создает дополнительные условия для романтизации.

Вот! Оно самое. Современники-то уж однозначно о пиратах так романтично не писали.
Хотя это работает также и по отношению к будущему. То, что только предстоит, тоже выглядит очень романтично и героически. Освоение космоса, к примеру. Но это я отвлеклась от темы.

Я авантюрист, но я из тех авантюристов, кто рискует только своей шкурой. (Че Гевара)
 

Captain_EveryДата: Воскресенье, 11 Ноября 2007, 1:32 AM | Сообщение # 7
Капитан Эвери
Группа: Офицеры
Сообщений: 809
Статус: За бортом
В "ту" эпоху ситуация осложнялась еще двумя обстоятельствами: колониальной экспансией, в которой встречным-поперечным тоже спуску не давали - кто не спрятался, я не виноват... И межгосударственными конфликтами, когда даже в мирное время пиратство оказывалось удобным инструментом борьбы. А коль скоро границы "чистого" пиратства были слегка размытыми - отношение к нему также могло смягчаться. "Кристаллизовались" эти границы, мне кажется, годам к 1720-м, когда на Карибах расстановка сил определяется и более-менее консервируется (если не ошибаюсь). При этом регион пиратской активности ползет к северу, а саму активность довольно быстро подавляют, когда за дело берутся такие энергичные джентльмены, как Вудс Роджерс или какой-нибудь лейтенант Мэйнард.

Quote (Liorelin)
Вот Фенимор Купер точно пиратов не любил, в "Красном корсаре" ("The Red Rover") у него пираты весьма неприглядно представлены. Жутенькие товарищи. Хотя и не без некоторого благородства.

А Купер - пожалуй, из той же традиции, что Вальтер Скотт. Они и современники, и соперники, кстати.


"Ежели вы или кто-либо, кого вы поставите в известность, пожелаете узнать, не нас ли вы видите вдалеке, поднимите ваш флаг на бизань-мачте, убрав на ней паруса. Я отвечу тем же и не буду вам досаждать"
Капитан Эвери
 

ivannaДата: Воскресенье, 11 Ноября 2007, 4:40 AM | Сообщение # 8
Боцман
Группа: Офицеры
Сообщений: 336
Статус: За бортом
Quote (Captain_Every)
У эпохи Стивенсона-Пайла-Эмара-Сальгари-Сабатини... есть одна важная характеристика: пиратство для нее - нечто слишком удаленное, совершенно не насущное (Дальний Восток и Индокитай не обсуждаем). А это накладывает отпечаток на восприятие, создает дополнительные условия для романтизации.

Как всегда, Пратчетт сформулировал проблему очень изящно: "Funny, that: a brigand for a father was something you kept quiet about, but a slave-taking pirate for a great-great-great-grandfather was something to boast of over the port. Time turned the evil bastards into rogues, and rogue was a word with a twinkle in its eye and nothing to be ashamed of". Это из Making Money - самого наиновейшего романа (и довольно слабого, для Пратчетта конечно, ИМХО).

Очередной ЗЫ. Тема - прелесть!


"You have to admire a man who really believes in freedom of choice," Lord Vetinari said. "Sadly, he did not believe in angels"


Сообщение отредактировал ivanna - Воскресенье, 11 Ноября 2007, 4:41 AM
 

Мэри_ТрейлДата: Вторник, 13 Ноября 2007, 7:29 PM | Сообщение # 9
Доброволец
Группа: Заблокированные
Сообщений: 2236
Статус: За бортом
Еще один пункт в эту тему подкину ;).
Это отношения "свой-чужой", которые, кстати, в романе Сабатини очень четко прослеживались. Грабить соотечественников - это дело низкое, разбойное, пиратское. А вот когда ты нападаешь на испанские суда, то это уже можно оправдать. Ты с ними "воюешь", ты служишь родине. Уже не пиратство (сиречь, воровство) а благородное каперство. И Блад, кстати, здесь для себя черту провел.
Думаю, (что касается его команды) сам факт пиратства они воспринимали как должное (в Карибском море той эпохи, в сущности, не было совсем мирных кораблей, если кто-то чувствовал, что может захватить/одолеть другой корабль, то делал это), но внутри этого ремесла тоже были градации. И грабить суда собственного народа - вот что они считали истинным разбоем.

Человек должен уметь посмеяться над собой, иначе он сойдет с ума. К сожалению, об этом знают очень немногие, поэтому в мире так много сумасшедших (с) капитан Блад
 

DemirДата: Вторник, 13 Ноября 2007, 8:49 PM | Сообщение # 10
Боцман
Группа: Офицеры
Сообщений: 523
Статус: За бортом
Quote (Мэри_Трейл)
Грабить соотечественников - это дело низкое, разбойное, пиратское. А вот когда ты нападаешь на испанские суда, то это уже можно оправдать. Ты с ними "воюешь", ты служишь родине.

Точно. Где-то в ОКБ или ХКБ, не помню, есть фраза, очень близкая к этой по смыслу. Наверное, что-то такое и было главным оправданием в собственных глазах не только для Блада, но и для его офицеров. Тем более, что эта "служба" имела для них достаточно выгод.
Captain_Every, хорошо вы придумали эту тему завести, одобрям!

Здесь по дорогам разные истории скитаются и бегают фантазии на тоненьких ногах... (В. Высоцкий)
 

Кают-компания: поговорим о Капитане Бладе и других героях » Наш сайт » История » "Пират? Ну, профессия такая" (с) Alexa_Blade (Отношение к пиратству в разное время)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск: